Музыкальный руководитель Кесьян Рузанна Сагомоновна

Выступление на районном методическом объединении "Интеграция музыки и математики"

16 мая [чт]

«Интеграция  музыки  и  математики»

С давних пор до нас дошел афоризм, что математика и музыка – сестры. А казалось бы, что общего между наукой, пользующейся строгой логикой  и музыкой – одним из прекраснейших видов искусства, произведения которых создаются в порыве вдохновения?

Сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопрос: Как музыка влияет на развитие математических представлений у дошкольников?

На музыкальных занятиях  у детей развиваются не только музыкальные и творческие способности, но и формируются элементарные математические представления.  В работе по музыкально-сенсорному развитию используются музыкально- дидактические игры. Ценность их в том, что в доступной игровой форме музыкальный руководитель помогает малышу разобраться в соотношении звуков по высоте, развивает у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально - сенсорных способностей.

Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики

Музыкальное  занятие начинается с музыкально - ритмических упражнений,  которые  так  же  способствуют  развитию математических  представлений  у  дошкольников:  умение ориентироваться  в  пространстве - вправо,  влево,  вперёд,  назад,  хождение  по  кругу,  врассыпную,  различные  перестроения - в шеренгу,  в  колонну, в  несколько  кругов. В  дальнейшем приобретённые  навыки  используются  в  музыкально – игровой и танцевальной  деятельности.

При  восприятии музыки (слушании), дошкольники учатся считать и различать времена года и время суток - утро, день, вечер, ночь....

Кроме этого, на  музыкальных  занятиях  применяются всевозможные  считалки, физкультминутки, загадки  и  пальчиковые  игры, которые так-же  способствуют  формированию математических представлений.

 Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей.

 Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.

Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.

 В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности. 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ - РАЗВЛЕЧЕНИЯ

17fa343be01e70a5a13a5cd3d13db4c3.jpg

 Игра  «ВСТАТЬ  ПО ЧИСЛАМ»

 Муз.рук.  Мы ребята потанцуем,

                Веселимся, кружимся.

                Скоро все мы в этом танце

                 С цифрами подружимся.

 Дети под музыку гуляют хороводным  шагом по залу, как музыка остановится надо по словесному сигналу взрослого перестроиться (парами, тройками, четвёрками и т.д.) На вторую часть музыки двигаться взявшись за руки по своему  кругу.

Ребята гуляйте, гуляйте, гуляйте3 раза

Ну-ка скорее  по  парам  вставайте

 Игра «ГДЕ  ЖИВУТ  ЦИФРЫ»

Посмотреть вокруг и на себя и найти в комнате  предмет или  часть тела соответствующие  цифрам

1 – нос, голова,  2 глаза, уха, 3 поросёнка, 4 ножки у стула и стола, 5 пальцев на руке, 6 лап у жука, 7 дней в неделе, 7 звуков в гамме,

7 цветов радуга,  у осьминога 8 ног  и  т.д.

 Игра  «СЧЁТНЫЕ  ПАЛОЧКИ»

 Под музыку дети выкладывают любую большую цифру, а потом посчитать сколько использовали палочек  для цифр.

 Игра  «ВОЛШЕБНАЯ  РЕЗИНКА»

 Дети становятся группой, в руках у капитана простая  резинка. Взрослый даёт указание растянуть резинку так, чтоб получилась геометрическая фигура. (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник )


7c719ca865644b96ae3375eeffdd0156.jpg47b7f4ce7c17e07d8b406600c040b91c.jpg




Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.